Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Почему дети просят собаку?

Автор - Н.Быстрова, специалист по связям с общественностью, Фонд содействия гармонизации отношений животных и общества «Не просто собаки» (краткое название: Фонд РЕТ - www.petfund.ru), Москва. Источник Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, общественное мнение//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2015 г.

 

Одним из первых ученых XX века, подтвердивших положительное влияние домашних животных на детей, был детский психиатр из Нью-Йорка Борис Левинсон. Поводом к тому стала случайность: мальчик-аутист, с которым Левинсон работал долго и безуспешно, однажды увидел собаку доктора и попросил вместо сеансов позволить ему играть с псом. Чудесное преображение произошло в считаные дни: ребенок стал коммуникабельным, веселым и начал даже общаться со сверстниками. В конце 60-х годов Левинсон написал несколько статей об использовании животных при работе с детьми. В 1977 году его методикой воспользовались психиатры Сэм и Элизабет Корсон из Огайо: вместо стандартной терапии они предложили группе пациентов выбрать себе питомцев из соседнего приюта для собак и ежедневно проводить с ними время. Уже через несколько недель многие отметили, что чувствуют себя более уверенными и независимыми.

 

 

 

С конца 80-х годов в Америке и Европе терапия с помощью животных уже активно применялась при широком круге клинических проблем: аутизм различного спектра, различные психические отклонения, эмоциональные расстройства, асоциальное поведение, ограниченные физические способности и т.д. Привлечение домашних животных оказалось полезным, в первую очередь потому, что у них существует природная склонность устанавливать связь с человеком. Животные создают теплую, безопасную, расслабляющую атмосферу, которая помогает «пациенту» спокойнее и охотнее соглашаться на необходимые манипуляции или упражнения. Энимал-терапия не используется как единственный инструмент, но всегда способствует скорейшему достижению результата в комплексе. Животных используют в работе со всеми возрастными категориями: начиная от грудных детей и заканчивая глубокими стариками.

 

Животные-компаньоны играют особую роль в эмоциональном развитии ребенка, в особенности, в развитии самооценки, автономии, эмпатии по отношению к другим. Один из экспериментов, проводимых на протяжении девяти месяцев в одном из школьных классов, доказал, что животное-компаньон, постоянно присутствующее в классе с детьми, существенно повысило самооценку большинства из них, а также снизило число агрессивно ведущих себя детей. Было также доказано, что подростки, имеющие домашних животных, как правило, демонстрируют более высокую самооценку по сравнению с теми, у кого животных нет. Причем с приближением ребенка к подростковому возрасту все важнее становится взаимосвязь с домашним животным. Возможно, это связано с тем, что более взрослым детям доверяется больше ответственности в заботе о животном, а также с тем, что у подростков появляется все больше эмоциональных проблем и неуверенности в себе, а животное-компаньон предоставляет безусловную эмоциональную поддержку без каких-либо оценочных суждений. Хотя помимо этого было выявлено, что дети, получающие эмоциональную поддержку от родителей, скорее были способны почувствовать поддержку и от домашнего питомца. Это связано с тем, что большинство детей (особенно подростков) ставят домашнее животное на второе место после родителей (и перед всеми остальными знакомыми, родными или друзьями) в списке людей, вещей или событий, которые помогают им чувствовать удовлетворение самими собой и испытывать приятные эмоции.

 

Что касается социализации, то дети, растущие в семье с собаками, демонстрируют лучшую социальную адаптацию и вырастают в более социально подкованных взрослых. Под социальной адаптацией в данном случае подразумеваются социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки, требуемые для успешного становления в обществе. Социальная адаптация позволяет ребенку проще встраиваться в социальные отношения, которые затем уже сами по себе оказывают определенную поддержку индивиду и положительно влияют на устранение многих расстройств и снижение стресса. Одно из исследований показало, что мальчики, выросшие в семье с домашним животным, лучше могли распознавать невербальные знаки, потенциально лучше выстраивая процесс коммуникации, чем те, кто рос без животных.

 

Одним из важнейших факторов социального развития является эмпатия, то есть эмоциональное восприятие другого человека. Эмпатия в отношении собаки подразумевает восприятие ее нужд (физических и психологических). Постепенно она переносится ребенком с собаки на окружающих людей, становясь базой для развития социальных навыков (в отношении других животных-компаньонов пока нет научно подтвержденных данных). Также было замечено, что эмпатия быстрее формируется у детей, испытывающих положительные эмоции в отношении собак, по сравнению с детьми, которые боятся или не любят собак.

 

Но какие именно факторы влияют на формирование эмпатии? Само по себе обладание домашним животным не так сильно влияет на социальные навыки, как эмоциональная взаимосвязь между ребенком и собакой. Ученые в большинстве случаев оценивают такую взаимосвязь на уровне привязанности матери и ребенка. «Привязанность – термин обозначающий относительно длительные эмоциональные взаимоотношения между ребенком и одним или несколькими лицами, взаимодействие с которыми происходит регулярно» (Ainsworth, 1978). Таким образом, привязанность между ребенком и его собакой не только формирует эмпатию и социальные навыки, но также улучшает семейный климат в глазах ребенка. К примеру, дети, растущие в неполных семьях, склонны формировать более тесную привязанность к домашнему любимцу. Такой же эффект отмечен при возникновении регулярных ссор, конфликтов между двумя родителями – ребенок в этом случае формирует более сильную привязанность к своей собаке, находя безусловную поддержку и тем самым пытаясь стабилизировать семейный климат для самого себя.

 

Животные в первую очередь влияют на эмоциональную и социальную сферу развития ребенка, однако существует и определенное влияние на когнитивные способности. В частности, было обнаружено, что общение с домашним животным способствует более активному изучению языка и развитию вербальных навыков в целом. Это происходит в результате того, что животное выступает, во-первых, как терпеливый слу- шатель (вне зависимости от того, что, как, с какой скоростью и громкостью говорит ребенок), а во-вторых, как привлекательный стимул для вербального выражения мыслей, объект для оценки, командования, поощрения, наказания и т.д. Причиной развития не только вербальных, но и других когнитивных навыков, является то, что животные «предсказуемо непредсказуемы» (Melson, 2003). Для ребенка, который познает мир, поведение животных воплощает то, что исследователь Пиаже назвал двигателем всего обучения, всего познания, а именно – совмещение умеренного несоответствия установленной схеме (умеренная непредсказуемость животного) и постоянно поступающей новой информации. То есть, с одной стороны, собака – это знакомый и понятный организм, а с другой – она не всегда следует одинаковой схеме поведения и постоянно в небольших количествах предоставляет ребенку новую информацию для изучения и анализа.

 

Почему такое активное обучение не происходит с другими объектами, обладающими похожими свойствами?

1) Дети гораздо охотнее и продуктивнее изучают предмет, к которому они чувствуют эмоциональную привязанность;

2) Оптимальный процесс обучения выстраивается именно в условиях значимых взаимоотношений между учеником и «учителем». И в качестве бонуса процесс обучения всегда может быть вознагражден возможностью поиграть с животным в свободном режиме – многих детей это заставляет быстро сконцентрироваться и выполнить все необходимые задания/упражнения.

 

В Москве уже два года существует проект «собак-терапевтов» для взрослых и детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации. Собаки навещают не только стариков в домах престарелых и пациентов хосписов, но и детей в домах ребенка. Вот рассказ волонтера Юлии Курановой, которая вместе со своей собакой Алисой прошла тестирование и в первый раз отправилась на занятия в московский дом ребенка (специализированный для детей с органическими поражениями центральной нервной системы):

 

 

 

«Ой, а вот и собачки пришли!», – услышали мы, едва переступив порог Дома ребёнка. Мы поскорее переоделись, вытерли лапы и пошли здороваться со всеми, кто попадался на пути. Я волновалась, Алиса испытывала радостное воодушевление, улыбаясь во весь рот. Повиляв всем сотрудникам хвостами, мы прошли в зал, где длинный ряд маленьких стульчиков возвещал нам о том, что мы на месте. Алиса осмотрелась и преспокойно уселась напротив стульчиков. Через несколько минут появились дети и потихоньку, осторожно начали заходить в зал. И вот уже перед нами вместо пустых стульчиков, маленькие личики – внимательные, озадаченные, удивлённые, застенчивые, отважные, общительные и не очень... Но все они ждали собачек. Совсем маленькие детишки подходили просто потрогать собачку. Некоторые не решались подойти и, сидя на стульчике, наблюдали за остальными. Вначале и мы не решались подойти. Но, к счастью, Алиса лучше меня знала, что делать, и только ждала, когда же прозвучит волшебная команда «Алиса, иди поздоровайся!».

 

Услышав заветную фразу, Алиса решительно направилась к кучке малышей, чтобы немедленно их облизать, захватить их внимание, окутать их своим рыжим шерстяным обаянием и получить долю причитающихся ей объятий. Пришлось даже немного придержать её. Я усадила Алису, и тогда малыши начали осторожно подходить, чтобы дотронуться до шёрстки или покормить собачку с ладошки. Сколько же эмоций, оказывается, может вызвать собачий «поцелуй» или съеденная с маленькой ручки печенька! И писки, и визги, и хлопанье в ладоши, и топанье ногами... Самые храбрые малыши обнаружили, что собачку можно не просто погладить, но ещё и обнять, как мягкую игрушку, и положить на неё голову. И можно вот так стоять, обнявшись, пока не надоест. Они не могли сказать Алисе, что она очень хорошая и как здорово, что пришла в гости, но объятия тем и хороши, что передают всё без слов. Поэтому Алиса сидела тихо-тихо, не шевелясь, чтобы не спугнуть такой волшебный момент.

 

Дети постарше уже могли бросать мячик и просить Алису дать лапку или сесть. Когда одного мячика стало мало, в ход пошли искусственные снежки, которыми воспитатели заботливо украсили ёлочку в зале. Скоро Алиса совсем уже освоилась и улеглась на ковёр, подставив свой лохматый живот детям. И тут выяснилось, что на обратной стороне лохматой лапы находятся шершавые чёрные подушки и даже когти! Находка вызвала живой интерес, была рассмотрена и проверена на ощупь. Вдобавок Алиса ещё и чихнула, чем произвела окончательный фурор!

 

А потом настала Алисина очередь удивляться, потому что дети начали танцевать и петь. Я старалась не подсмеиваться над своей собакой, понимая важность момента, но Алиса так внимательно смотрела, как дети топают и хлопают в ладоши, и так поворачивала голову набок от удивления, что её и без того асимметрично растущие уши окончательно съехали в неопределённом направлении. В конце концов, она все же почувствовала за своей спиной мой сдавленный смех и в недоумении повернулась ко мне. Прочитав на её морде искреннюю радость и удовольствие от происходящего процесса, я, конечно, устыдилась своего смеха и поняла в который раз, что некоторые животные бывают гораздо умнее некоторых людей.

 

Когда дети уже ушли, Алиса решила, что воспитатели и нянечки наверняка ужасно расстроятся, если не почешут её за ухом и пошла обниматься и с ними тоже».

 

 

Сотрудники дома ребенка очень ценят подобных «внештатных сотрудников» и регулярно присылают фонду «Не просто собаки» благодарственные письма: «Собаки оказали на наших детей очень благоприятное воздействие. Ведь в своей обычной жизни в доме ребенка многие из них практически никогда не видели собак, а уж тем более не общались с ними так тесно. Многие детки открылись с новой, неизвестной ранее, стороны, благодаря общению с собачками. Кто-то учился преодолевать свой страх, застенчивость, проявлял заботу, нежность и ласку. Особенность нашего дома ребенка заключается в том, у нас живут дети с ОВЗ, которые имеют трудности в развитии опорно-двигательного аппарата. И в этом случае взаимодействие с собаками способствовало проявлению их двигательной активности, и появлению новых самостоятельных движений. Спасибо за то, что нашим деткам выдалась прекрасная возможность не только встретиться с этими замечательными животными, но и поиграть с ними, погулять, покормить и приласкать. Кроме того, такие встречи приносят очень много положительных эмоций как детям, так и взрослым».

 

В этот дом ребенка собаки-терапевты теперь приезжают регулярно, два раза в месяц.

 

Разумеется, подобное эпизодическое и довольно короткое общение с собаками имеет скорее общеразвивающий и образовательный эффект, однако для детей, растущих в учреждениях, критически важен даже он. Домашние дети по сравнению с ними имеют огромное преимущество в виде возможности иметь собственную собаку и контактировать с ней постоянно, каждый день, на протяжении неограниченного времени.

 

По информации: The Veterinary Journal (Том 190, Выпуск 2, ноябрь 2011 г), Великобритания. Авторы: Nienke Endenburg, Hein A. van Lith (Ниенке Энденбург, Хайн ван Лит) Цитаты из текстов Юлии Курановой и Марины Жуковой. 

 

Фотографии предоставлены Фондом "Не просто собаки".

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика