Домашние дети

Особым детям особенно нужна семья

Особый ребенок в семье: счастье быть рядом

Автор - Н.Городиская, приемная мама, председатель Совета представителей общественных объединений семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей при министерстве образования и науки РФ, Московская область. Источник - Приемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы//Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. – М.: БФ «Здесь и сейчас», 2016 г.

 

Решение помогать особым детям мы с мужем приняли единогласно, без долгих обсуждений, раздумий и разговоров. Большую роль сыграло наше общение с мамами особых детей, наличие огромного количества информации в интернете по этому вопросу, а главное, – ежегодное участие в конференциях фонда «Здесь и сейчас» на тему: «Особым детям тоже нужна семья». В 2015 году в конференции мы принимали участие уже вместе с мужем. Ну и, конечно же, опыт воспитания приемных детей. Приемные дети-подростки повырастали, кое-кто уже стал вполне самостоятельным. Да и в федеральной базе данных сплошь фотографии детей особых. Предпочтение усыновители чаще отдают детям более-менее здоровым и внешне симпатичным, без особых проблем.

 

Увидев в базе фотографию особой девочки (внешне она была очень похожа на ребенка с синдромом Дауна), мы решили съездить и познакомиться с ней. Малышке было два года. Путь лежал в соседний город. Но приехав в опеку и узнав все подробности, я была жестоко разочарована, расстроена и сбита с толку. Девочка лежала в больнице, увидеть ее было невозможно. Да и то заболевание – хромосомная аномалия, но не синдром Дауна – требовало постоянной госпитализации и нахождения в стационаре. С таким количеством детей, как у нас, это невозможно. Инспектор, видя наше желание стать родителями особому ребенку, показала нам фото девочки. Скажу сразу: внешность у нее была не совсем обычной. Диагнозов всевозможных видимо-невидимо. Но и инспектор опеки, и сотрудники дома ребенка, и корреспонденты, снимающие о ней передачи – все очень хотели найти ей семью. Потому что девочка эта особенная.

 

В дом ребенка мы ехали со смешанными чувствами. Жаль было ту, уже казалось нашу, в которую влюбились по фотографии. Поговорили с главврачом. Диагнозы у девочки были сложные, один из них – шунтированная гидроцефалия, – но прогнозы очень хорошие.

 

Привели к нам нашу принцессу. Честно – внешность ее вначале немного шокировала. Такая малюсенькая девочка на тоненьких ножках с большой головой. Но как только она начала говорить, стало понятно, почему весь персонал дома ребенка и многие другие чудесные люди так переживают за нее. Марина покорила нас с первых минут общения с ней. Она оказалась настолько развитой интеллектуально, что мы замерли от изумления. Маленькая такая взрослая девочка. Конечно, ей действительно и очень срочно нужны были любящие родители.

 

Дочка с нами уже три месяца. Потихоньку крепнет физически. Очень интересная и забавная. Шокирует всех вокруг своим интеллектом и невероятно большим словарным запасом в столь юном возрасте. Про ее «особость» мы и не вспоминаем. Внешне все сглаживается отрастающей шевелюрой. Стоим на учете у специалистов, нужно часто делать массаж, очень внимательно наблюдать за ее состоянием. Надеюсь, что в сентябре уже сможем пойти в детский сад.

 

Через месяц жизни в семье дочку накрыла адаптация. А мы, родители, жутко радовались. Марина начала капризничать, хандрить, ревновать, обижаться, говорить «не хочу, не буду». Словом, вживалась вовсю. Постепенно все нормализовалось. В меру капризничает, в меру хандрит. Обычная маленькая трехлетняя девочка. Марина – всеобщая любимица, рассудительная и смышленая не по годам.

 

Вместе с тем, мечта принять в семью ребенка с синдромом Дауна стала уже не мечтой, а целью. И случай решил все. Витя появился в нашей жизни совершенно случайным образом. Перед самым Новым годом мы привезли его «в гости». Вообще детей с синдромом Дауна вначале нужно брать именно в гости. Посещать – совсем не то. Дома они раскрываются и оттаивают буквально на глазах. Брали в гости, но с твердым намерением оставить насовсем. Фотографию Вити я увидела в интернете – наш общий друг, зная, что мы ищем такого ребенка, написал нам о нем. В детском доме Витю называли философом, и он очень отличался от других деток с таким же диагнозом. Мы приняли решение взять Витю в гости на Новый год, но непременно гости должны были закончиться семьей, как это происходило ранее.

 

Скажу честно, было немного страшно. Какие они, дети с синдромом Дауна? И вроде столько всего пересмотрено-перечитано, но все же... В детском доме общались больше не с Витей, а с медиками и педагогами. Витя суетился где-то рядом. Ничего не выражающий взгляд. Мы с мужем – что есть, что нет. Особого интереса он не проявил. Пошел с нами совершенно спокойно. Сел в машину и всю дорогу радостно вскрикивал, глядя в окно на проезжающие автомобили.

 

Он как-то поразительно легко и быстро вписался в нашу семью. Трогательный, смешной, добрый, очень отзывчивый, ласковый. Буквально за пару недель дома сын очень изменился. Стал все более походить на обычного мальчика. Он отлично понимает речь, пытается говорить. Адаптации мы тоже не избежали: через некоторое время в семье Витя вдруг стал на себя не похож – откуда-то появилась агрессия, иногда громко кричал, обижался, иногда плакал, казалось, без причины, не слушался совсем. Сын таким образом тоже вживался в семью. Но вскоре все нормализовалось. Все время думаю, вот бы он раньше к нам попал! Ведь возможностей для реабилитации было бы гораздо больше. И самое печальное для меня – 85% детей с синдромом Дауна становятся отказниками с рождения. Да, конечно, с Витей нам очень повезло, он очень сохранный, бывают более тяжелые случаи. Но все-таки в семье возможностей у людей с синдромом Дауна стать полноценными членами общества гораздо больше. Радует то, что детей с таким диагнозом стали брать в семью все чаще. Верю, что со временем изменится отношение общества к особым людям. Для этого нужно больше рассказывать о семьях с осо- быми детьми, писать статьи, книги, снимать фильмы. Я решила вести блог о Вите на сайте фонда «Измени одну жизнь», рассказывать о наших успехах и неудачах, о том, что происходит в его маленькой жизни, о том, как мы справляемся с трудностями и делим на всех радости. Надеюсь, что рассказы о Вите помогут принять правильное решение тем, кто так же, как и мы когда-то, задумался о возможности принять в свою семью особого ребенка.

 

Не бойтесь, пожалуйста, страшных диагнозов. Узнайте ребенка поближе. Познакомьтесь и пообщайтесь. Взвесьте ресурсы. И только после этого принимайте решение. Особым детям тоже очень нужна семья! 

 





© 2012-2014 Ресурсный центр помощи приемным семьям с особыми детьми | Благотворительный фонд «Здесь и сейчас»
Проект при поддержке компании RU-CENTER
Яндекс.Метрика